Выставка «Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX — начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» открыта в Арсенале
Новый проект Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) — это возможность очутиться во Франции времен «Прекрасной эпохи».
В экспозиции представлены более ста афиш из собрания Пушкинского музея, которые познакомят посетителей с работами мастеров ар-нуво и ар-деко. Плакаты, которые вы увидите в выставочных залах — это признанные шедевры рекламного дизайна, результаты творческих исканий и экспериментов и документальные свидетельства ключевых культурных процессов.
Выставка «Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX — начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» состоит из четырех разделов.
Раздел «Живопись улиц» посвящен образу Парижа как города-галереи. В XIX веке улицы, бульвары и площади заполнила коммерческая реклама: она размещалась на афишных тумбах, строительных заборах, в витринах магазинов; по городу перемещались рекламные фургоны и тележки, рекрутеры с двусторонней рекламой. Жители Парижа и других городов наблюдали рекламу велосипедов, шин, микстур и снадобий, «подкрепляющего силы» шоколада со вкусом рая и вина, «дающих вдохновение» чернил, сверхчистого керосина для ламп, консервов и зубной пасты. Французские города превратились в огромный выставочный зал — художественные афиши стали яркой приметой эпохи.
Особым явлением в общественной жизни Франции был политический плакат, которому посвящен раздел «Социальная сатира художников анархистов». Во время Великой французской революции Париж наводнили памфлеты, карикатуры и воззвания. Это был значительный этап в истории возникновения политического плаката. На рубеже XIX–XX веков художники Теофиль Александр Стейнлен, Гюстав-Анри Жоссо, Жюль Гранжуан, Каран д’Аш, Адольф Вийетт сотрудничали с современными изданиями и находились в курсе всех событий, освещали процессы, происходившие в политической жизни. Художники поддерживали распространенное умонастроение последних десятилетий века с его сомнениями, порожденными индустриальной цивилизацией.
Самый колоритный раздел выставки — «Cоблазны и развлечения “Belle Époque”». Более трети афиш из коллекции Пушкинского посвящены анонсам увеселений и представлений в кабаре и театрах, выступлениям менестрелей и танцовщиц. Реклама парижских кабачков, танцзалов и кафе-концертов настойчиво зазывала посетителей на программы шансона, выступлений варьете, зажигательного канкана и пантомимы. В динамичных композициях запечатлены известные места паломничества французского буржуазного общества — «Ша Нуар», «Амбассадер», «Мирлтон», «Мулен Руж», «Мулен де ла Галетт», «Казино де Пари». Художники чистосердечно отражали в афише парижскую жизнь того времени. Париж манил иностранцев и провинциалов новизной впечатлений, круговоротом событий и обещаниями наслаждений.
В завершающем разделе «Музы коммерции» зритель познакомится с женскими образами французской рекламы. Афиши диктовали вкус к зрелищам и образ жизни. Моделями для рекламных образов часто служили известные куртизанки и актрисы: Лиан де Пужи, Каролина Отеро, Клео де Мерод, Лина Кавальери и многие другие. Отдельно вошли в историю любимые модели художника Жюля Шере — актрисы варьете Арлетт Дорже, Луиза Балти, Шарлотта Вье, которые стали первыми «авторскими» персонажами в длинной череде женских образов, эксплуатируемых в рекламе.
Выставка будет представлена до 23 февраля 2025 года.
Стоимость билетов: со вторника по пятницу — 200 рублей, суббота, воскресенье и праздничные дни — 250 рублей; льготный — 100 рублей.
Приобрести билеты на выставку можно в кассе и онлайн на сайте музея
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Нижний Новгород, Кремль, корпус 6)