section-bg-img
Назад

Фуникулер

История создания

Первый в России фуникулёр или элеватор, как тогда его называли, на водяной тяге построили в Нижнем Новгороде в 1896 году. Его строительство было приурочено к Всероссийской промышленной и художественной выставке. 

 

Выставка проходила на территории, которую сейчас занимает парк имени 1 Мая, недалеко от Московского железнодорожного вокзала.  Такое расположение было обусловлено удобством доставки экспонатов и строительных материалов для павильонов. Но в то же время был и ряд сложностей, ведь площадка была  довольно далеко от центральной, нагорной части города. Гости выставки хотели посетить Нижегородский кремль и исторический центр, а горожане хотели увидеть выставку. Однако в то время общественного транспорта в городе не было, всё движение осуществлялось либо пешком, либо при помощи извозчиков (прообраз такси XIX века). 

 

Остро встал вопрос о создании трамвайного движения в Нижнем Новгороде. За реализацию проекта взялась известная немецкая компания «Сименс и Гальске» (Siemens & Halske). Трамвайные пути  должны были соединить Всероссийскую промышленно-художественную выставку с Благовещенской площадью (современная площадь Минина и Пожарского) через кремль. Но изучив рельеф Нижнего Новгорода, специалисты Сименс и Гальске отказались от строительства трамвая в верхнюю часть города. При этом до Выставки оставался один год. За строительство взялся инженер и предприниматель из Санкт-Петербурга Рафаил Карлович Гартман. Он предложил построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский. 

Сам фуникулёр был устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, хорошо известных к этому времени в Европе, но впервые осуществленных на практике в России. Автором технического проекта нижегородских подъёмников (1895 г.) являлся швейцарский инженер-механик и предприниматель Карл Роман Абт. Наиболее трудным участком строительства стало сооружение тоннеля под пряслом кремлёвской стены, которая, по условиям договора, должна была сохраняться неприкосновенной. Первоначальный проект оказался слишком дорог и был переработан полковником М. П. Фабрициусом – одним из ведущих военных инженеров. 

 

Движение по Кремлёвскому (Ивановскому) фуникулёру открылось 9 июня 1896 года. Длина рельсового пути Кремлёвского фуникулёра составляла 133,12 метров. Фуникулёр имел два вагончика, соединённых стальным проволочным канатом. 

Работал он по принципу перегрузки водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни нагнеталась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец.

Вагон, рассчитанный на 24 пассажирских места, делился на две «каюты» (сидячие и стоячие места) и был снабжен ручным и автоматическим тормозами. Вагоны двигались со скоростью 1,5 метра в секунду, так что поездка на Кремлёвском фуникулёре занимала приблизительно полторы минуты. 

 

Комплексы элеваторов, выстроенные менее чем за год, стали зримыми приметами нового времени. Вместе с железнодорожным вокзалом, паровыми мельницами, организацией трамвайного сообщения, первыми автомобилями, они знаменовали собой начало инженерно-технического преобразования городской среды. 

 

В 1920-х годах в связи с преобразованиями в трамвайном сообщении эксплуатация фуникулёра стала нерентабельной. В марте 1927 года Кремлёвский элеватор окончательно закрыли. 

 

По случаю 800-летия Нижнего Новгорода исторический подъёмник решили восстановить. Скоро у стен Нижегородского кремля снова будет работать фуникулёр.

Читать дальше